Смысл новогодних открыток
Автор mostik on 31.12.2012
Обычай отправлять открытки на Новый год и Рождество широко распространен по всему миру. Сейчас многие уже не ходят на почту, а отправляют поздравления по интернету. Но мало кто знает, что тематика и символика как бумажных, так и виртуальных открыток формировались на протяжении более двух веков.
Визитки — прародительницы открыток
Истоки открытки относятся к середине XVIII века. Тогда открыток в современном понимании этого слова еще не было, зато в Париже появились визитные карточки, которые затем распространились по всему миру. Уже при Екатерине II на праздники представители высшего общества ездили по своим знакомым и оставляли им свои визитки с поздравлениями. В середине XIX века в газете «Северная пчела», которая после 1831 года ежедневно издавалась в Санкт-Петербурге, появилась такая заметка:
«Первое число января каждого года похоже на самый огромный обмен суррогата правды, то есть комплиментов. Настоящая комплиментарная ярмарка!.. А комплиментов этих такая пропасть, что их развозят по городу, в день Нового года на 36 929 лошадях (столько частных лошадей было в 1840 году)!.. Пешие и конные, мужчины и женщины, юноши и дети спешат сегодня поздравить друг друга…»
Кто именно придумал открытки, никто достоверно сказать не может. Однако существует несколько теорий на этот счет. По одной из них, честь изобретения поздравительных открыток принадлежит английскому государственному чиновнику Генри Коулу. Он заказал у художника рисунок к Рождеству, размножил его на литографском станке и разослал знакомым. По другой версии, в 1795 году открытку придумал художник Добсон. Так или иначе, но в XIX веке открытки и визитки существовали уже наравне друг с другом. В Россию открытки пришли из-за границы в прямом смысле этого слова. А первые отечественные открытки появились благодаря Общине святой Евгении только в 1898 году.
Символика русских и советских открыток
Оформление открыток базируется на ряде символов. Например, снег, Дед Мороз, елка — все это у нас ассоциируется именно с новогодними и рождественскими праздниками. За два столетия своей истории одни символы менялись, другие оставались, но их смысл забывался. Например, на дореволюционных открытках снежинки почти не встречаются. А уже в советское время их стали изображать в виде звездочек, причем с 1950х годов такая символика встречается все чаще. А ведь шестиконечные снежинки похожи на шестиконечные звезды — один из древнейших магических символов, который встречается еще на стенах погребального храма Хатшепсут (15051484 годы до н. э.) в Фивах. Он означает единение человека и бога, божественного творения мира.
Часто на открытках можно увидеть санки, лыжи и коньки. Все это были традиционные новогодние развлечения. Но раньше они имели и некое ритуальное значение. Например, в Швейцарии в XIX веке в первый день нового года девушки и парни садились попарно в санки, которые ехали одни за другими. Чем длиннее получалась вереница, тем лучше, по поверьям, должна была уродиться конопля (следует помнить, что это растение использовалось в основном не как психотропное вещество, а как прядильное, пищевое и лекарственное растение).
Часто на новогодних и рождественских открытках появляются луна и звезды (а вот солнце изображается очень редко). Притом такие изображения больше характерны для дореволюционных открыток зарубежного производства. Первая ассоциация, которая появляется у современного человека: и Рождество, и Новый год празднуются уже ночью, отсюда и луна со звездами. Но с этими небесными светилами связаны и различные народные приметы. Например, считалось, что если в Новый год звезды не закрывают облака, то в следующем году будет много ягод и грибов. Кроме того, в течение столетий и даже тысячелетий люди верили, что звезды и расположение планет могут рассказать о судьбе человека и человечества в целом. Чем не народное гадание?
А свечи, которые зажигаются на таком количестве открыток, — это ведь обычный предмет, который используется до сих пор для христианских обрядов. Да и елки раньше украшались именно свечами. С появлением электрических гирлянд количество изображений свечей на открытках уменьшилось, но с 1950х годов опять начало постепенно возрастать. Свечи символизируют свет во тьме жизни и некое озарение. Ну а уж о символике огня можно написать целую энциклопедию. Он может означать тепло, любовь, страсть и многое другое.
Персонажи открыток
На большинстве открыток изображаются определенные персонажи. Это могут быть сказочные существа, люди и животные. На русских дореволюционных открытках чаще всего встречаются ангелы и трубочисты, а на советских — неизменный Дед Мороз, «придуманный» советской властью. Кстати, трубочист в основном фигурировал именно на иностранных открытках. В Европе существовала примета, что встретить трубочиста в первый день нового года — к счастью.
Нам гораздо ближе другие персонажи, например снеговик или снежная баба. Они могут появляться и на рождественских, и на новогодних открытках. Сейчас снеговиков чаще всего лепят дети, реже развлекаются взрослые. Но даже эта невинная забава имеет свои обрядовые корни. Слово «баба» раньше означало мать-прародительницу (например каменные идолы-«бабы» в южной части России). В дореволюционные времена на Рождество лепили три бабы — две большие и одну маленькую. Самая большая баба нарекалась Колядой — около нее ставили метлу (чтобы «разгоняла снег»), колесо (символ солнца) и последний сноп с поля. Вторая баба — Зима или Маслена — получала грабли, сумку с овечьей шерстью и косу. А третья звалась Крышня. Потом снежных баб обкладывали соломой, поджигали и три раза прогоняли через огонь скот — своеобразный обряд очищения.
Из животных чаще всего на открытках встречаются олени и снегири. А ведь культ «небесных» оленей и лосей существовал с незапамятных времен. Недаром в сани Санта-Клауса запряжены именно эти животные. Птицы же считаются символом ангелов. У снегирей довольно яркая окраска, поэтому легко провести аналогию между ними и райскими птицами (в Европе чаще изображают не снегиря, а малиновку).
Об изображениях на открытках можно продолжать разговор долго. Но мы предлагаем вам самим выбрать открытку и присмотреться к ней повнимательнее, попытаться угадать ее смысл.
Книга
Иванов Е. В. Новый год и рождество в открытках. СПб.: Искусство, 2000.
Комментарии
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.